Глава 5. Что неверно в Здесь и Сейчас?
Есть вещи, которые требуют насилия над собой, даже если они и очень желанны. Например, очень хочется овладеть логикой, но каждый раз начну и брошу. Или хотелось бы жить Здесь и Сейчас, но постоянно себя ловлю на том, что забыл делать усилие…
А есть вещи, которые идут сами собой, словно льются из меня. К примеру, вопросы. Их только успевай запихивать обратно, когда они становятся неудобными. Вот опять выскочил один:
Что еще неверно в магической формуле «Быть Здесь и Сейчас»?
Не дай бог себе позволить на него ответить. Это тут же породит следующие вопросы. Потоком!
- Да почти все! К примеру, это удивительное НАДО.
Кому надо? Мне нужно продумать важное дело, кому надо, чтобы я не думал о будущем? Кому-то, кто плохо понял суть? Или тому, кто хочет на мне заработать? Надо, чтобы я был «Здесь и сейчас» не мне, а тому, кто это мне вкладывает в сознание, кто убеждает меня. А мне надо то, что надо мне!
Например, если ты пришел в школу Науки думать, надо научиться думать лучше, чем уже умеешь. Поэтому придется задуматься о том, что такое думать?
А кто, вообще, может думать? В том числе и о прошлом, и о настоящем, и о будущем? И вообще, о моей жизни. Разум!
Самое удивительное, когда вопросы порождаются легко и потоком, они могут испортить правильную жизнь. Но если только их принять, то они еще и приводят к ответам. Разум! Думает Разум! Думаю, конечно, я, но с помощью разума. Пищу тоже усваиваю я, но переваривает ее желудок, дышу я, но легкими. Вот и думаю я, но делает это разум.
А ответ мгновенно приводит к следующим вопросам, если только это себе позволить. Кто порождает вопросы во мне? Я сам? Или же и это делает разум? Но я могу его направлять. Например, выбирая не заниматься собственно разумом, а ограничиться его способностью продумывать будущее. И сразу новый вопрос:
Если мой разум решает будущую задачу, то я не здесь и не сейчас?
Или разум, вообще, не имеет отношения к тому, что «Здесь и Сейчас»? Ведь «Здесь и Сейчас» – это про осознавание. А разум не может осознавать, он может только думать. Требовать от разума, чтобы он не думал, это как требовать от желудка не переваривать пищу, а от сердца – не гонять кровь.
Это настолько разные части моего устройства, что они независимы друг от друга! Разве, осознавая себя, мы останавливаем физиологию? Но думание – это физиология разума. Нужно ли ее останавливать, если ты собрался быть «Здесь и Сейчас»? И если ты займешься остановкой разума, то ты останешься здесь и сейчас или же отвлечешься от него и окажешься в усилии остановки?
Но как ты можешь вернуться в Здесь, если твой разум начал думать о чем-то отдаленном? Ты должен вернуть его к телу? И думать о теле или думать, ощущая себя думающим в теле? Почему? Потому что тело и есть я?
Или потому что тело ближе? Ближе к чему? К я? И точно ли тело ближе? Вот ты думал о том, что поедешь на море, и мыслями оказался там, где нужно будет снять номер в гостинице и заказать машину. Что к тебе ближе: эта гостиница или это тело? Точно ли оно близко к тебе? Существуют ли расстояния там, где происходит думание?
Нет, думать о расстоянии мы можем. Есть ли расстояние для мысли? И долететь мыслью до другой страны действительно труднее и дольше, чем долететь до тела, которое где-то тут рядом, хоть рукой потрогай? Рукой, действительно, потрогать тело проще, чем гостиницу. Но как это относится к «Здесь и Сейчас»?
Или же мы исходим из того, что ты и есть тело?
Никто никогда не только не ответил, даже не задался вопросом: как далеко мое тело от меня? И где я? Не в точке ли осознавания себя? В той, что после Декарта зовется когито… Ego cogito ergo sum…
Но если я осознаю себя в месте будущей битвы и там проживаю какие-то действия, оттачивая их, где я? И почему мне надо вернуться в тело, если вся моя жизнь зависит от того, насколько я буду готов к будущей схватке?
Вопрос о Здесь, выглядящий как вопрос о пространстве, совсем не прост и очень сомнителен. Он по-настоящему не решался. Возможно, как раз для того, что способно быть «Здесь и Сейчас», никакого пространства не существует.
Но вопрос о Сейчас, возможно, еще сложнее. Почему мы считаем, что Сейчас – это время? Сейчас, о котором идет действительная речь, это осознавание себя. Внутри осознавания времени нет. Там нет меры, даже если это состояние и длится. Но длится оно для внешнего наблюдателя. Для меня его нет.
Кто бывал в таких состояниях, знает.
Как вернуться в бесконечно длящееся состояние, которое не имеет точки с названием Сейчас?
И есть ли разница между Сейчас и тем, что ты переживаешь в прошлом или продумываешь в будущем?
С точки зрения осознавания себя, никакой! Если ты осознаешь себя, то совершенно безразлично, где и когда ты осознаешь.
Для Я этой разницы нет.
Она есть для разума, который с помощью понятий о времени и пространстве решает свои задачи.
Поэтому вся эта чудесная формула, если вдуматься, вообще, не имеет отношения ни к Здесь, ни к Сейчас. Она либо об осознавании, в котором их нет, либо она обычная благоглупость, к которой стоит отнестись с улыбкой.
Но мы будем исходить из того, что это перст, указующий на что-то, и примем, что раз мы дошли до этого вопроса, мы точно движемся. И, быть может, движемся верно. Этого мы пока знать не можем.
Зато мы точно почувствовали, что вопрошание – это не просто вопросы, и даже не просто состояние. Это поток. И кто умеет, тот может этим потоком управлять, и уж точно любой может его использовать. И очень глупо не использовать такой мощный инструмент, которым тебя наделила природа!
Но встает вопрос: как?
Ответ: надо понять, как это устроено!
А как это устроено?