8. Пандора и ее надежда Итак, в гневе на то, что Прометей обманул его, Зевс скрыл от людей две вещи: во-первых, он скрыл источники пищи, во-вторых, огонь. Звучит это у Гесиода странно: Скрыли великие боги от смертных источники пищи: Иначе каждый легко бы в течение дня наработал Столько, что целый бы год, не трудяся, имел пропитанье. (Труды и дни, 42-44). А уже в следующих строфах это поясняется: Но далеко Громовержец источники пищи запрятал, В гневе на то, что его обманул Прометей хитроумный. Этого ради жестокой заботой людей поразил он: Спрятал огонь (т.ж. 47-50). Мне пока совершенно непонятно, как огонь связан с источниками пищи, но складывается ощущение, что либо это не тот огонь, что знаем мы, либо это еще не те люди, которыми мы стали. Более того, сама мысль о том, что пока у людей был огонь, они могли в течение дня запастись пищей на целый год, никак не согласуется с тем, что стало, когда Прометей вернул огонь людям. Добывать пищу легче не стало. Либо те первые люди питались прямо сквозь огонь, если уж не огнем, либо возвращение огня не завершено. И человек, путем каких-то особых упражнений может раскрыть в себе способность получать питание сквозь некий внутренний огонь, однако это доступно не каждому. Или же это будет доступно следующему поколению людей, которые разовьются из нас, как бабочки из куколок… На деле огонь вернулся, но источники пищи не стали после этого обильней. Так что, быть может, это всего лишь неловкость в речи поэта, а на самом деле вернуть удалось только огонь без источников пищи. И это снова наводит на мысли: так существовали ли такие источники пищи, с помощью которых можно было не трудиться? Или же упоминание в первом случае не Зевса, а бессмертных богов, означает простую вещь: боги перестали кормить людей в их пробирке, то есть в том искусственном пространстве, что называлось Эдемом, Выреем, Меконом, и людям пришлось добывать пищу самим? Эксперименты закончились, и подопытных выпустили в настоящий мир?.. Но выпустили не просто так. Похоже, была совершена некая тонкая операция, изменившая природу подопытных существ. Мы все ощущаем ее последствия на себе, и особенно ярко ее последствия описали христианские мистики, много боровшиеся со своей природой. Человек зависим от необходимости размножаться, и даже все усилия освободиться от тяги к противоположному полу, ничего не дают. Эта потребность сильнее разума. «Им за огонь ниспошлю я беду. И душой веселиться Станут они на нее и возлюбят, что гибель несет им» (Труды и дни, 57-58). Заявив это, Зевс, как мы помним, отдает приказ Гефесту создать женщину: Славному отдал приказ он Гефесту как можно скорее Землю с водою смешать, человеческий голос и силу Внутрь заложить и обличье прелестное девы прекрасной, Схожее с вечной богиней, придать изваянью (т.ж., 60-63). Любопытно, но Зевс не поручает Гефесту создать человека вообще, он поручает ему именно создание женщины. Сам по себе греческий миф настолько схож с библейским повествованием о творении людей, что с очевидностью должен иметь общий источник. А если Гефест действительно змееногий, если он имеет древнюю змеиную природу, которую скрывает, то мы имеем повторение библейского сюжета об участии в творении древнего Змея. Возможно, источником обоих мифов была шумерская поэма «Энума Элиш», в которой рассказывается, как возник мир, и как был сотворен первый человек. Однако не исключено, что «Энума Элиш» является лишь третьим прочтением мифа, который существовал даже до возникновения цивилизации в Месопотамии и был более древним, чем разделение народов и выделение индоевропейцев. Как бы это ни произошло в действительности, миф свидетельствует, что Гефест действительно справился со своей задачей и создал необходимое тело, подобное телу богини. Афродита сделала его привлекательным для мужчин, а Афина обучила ремеслам. Но чтобы обучить ремеслам, тела недостаточно, нужен разум. И этот разум вложил в первую женщину, как я уже говорил, Гермес: Аргоубийце ж Гермесу, вожатаю, разум собачий Внутрь ей вложить приказал и двуличную, лживую душу (Труды и дни, 67-68). Что такое лживая и двуличная душа, мы понять можем. Сам Гесиод много описывает ненавистных ему женщин, которые пользуются мужчинами. Но если устранить личность Гесиода, то в объективном и безоценочном описании мы получаем разум, способный вести одновременно две струи мыслей. Одну для себя, другую для других людей. Иными словами, речь идет о способности постоянно осознавать две последовательности рассуждений, скрывая одну с помощью другой. Очевидно, это позволяет нам предположить, что первобытный мужчина не обладал таким изощренным разумом, и что думал, то и говорил. Как звучало это в устах одного камчадала, который был способен бесконечно петь, глядя в окно: что вижу, то и пою… Иначе говоря, у творений Прометея разум был предельно прост: они не только звучали не изнутри себя, а как бы извне: озвучивали в словах то, что видели снаружи. Но они, видимо, еще и не в силах были сдерживать свои желания: что хочу, то и беру. Мифы однозначно говорят, что Зевс обладал той мудростью, что позволяла людям жить в обществе. Из этого очевидно, что Прометей мог создать человека, но искусство жизни в обществе или в полисе вложить в свои творения не мог. При этом определенно именно Зевс повелел создать женщину и отправить ее к прометеевым людям. И женщина приносит именно ту способность, которая позволяет ей выживать рядом с простыми и прямолинейными мужчинами, у которых нет второго дна, вторых мыслей, которые способны убить друг друга, если им чего-то хочется, как это делало предыдущее поколение медных людей. Женщина так не может, у нее нет силы, чтобы побеждать сильных мужчин. Значит, она должна действовать иначе. А как? Отказываясь от своих желаний, делая их скрытыми, вынашивая их и добиваясь тайно, благодаря чему отдельные люди могут сосуществовать, и не перережут друг друга при первом же конфликте интересов… Почему же это названо разум собачий? Конечно, мы можем строить догадки, исходя из своей склонности считать собаку низшим животным и бранным именем. Но в греческой культуре собака вовсе не была так уж презренна, а Сократ в «Государстве» Платона, вообще, говорит о собаке как о владеющей философской мудростью. Ученики же Сократа и вовсе создали школу киников, то есть собачьих мудрецов. К тому же, если мы будем исходить из того, как проявляется эта присланная Зевсом женщина – Пандора - в жизни, то никаких следов низости или подлости мы в мифах не обнаруживаем. Это сквозь нее делали подлость боги, но не она. Скорее всего, «собачий разум» отличался от мужского лишь преданностью своему избраннику и способностью жертвовать своими желаниями ради него… При этом, если считать, что душа находится в груди, Гермес постарался вооружить первую женщину всем тем, что нужно женщине для выживания среди сильных мужчин: Аргоубийца ж, вожатай, вложил после этого в грудь ей Льстивые речи, обманы и лживую, хитрую душу (Т.ж. 77-78). Предыдущие поколения людей погибли, включая и полубогов, именно в распрях. Они в принципе не умели уживаться в обществе и прямо шли к своим целям и брали то, что хотели. Даже Илиада рассказывает именно о том гневе, который порождала эта способность героев. Хотя Гомер показывает их и весьма хитрыми, и вполне двуличными. Пандора была явным улучшением, если не природы человека, то природы человечества, даром со стороны Зевса. Она – как клей, способный сцементировать общество, хотя она же может и перессорить всех… Эту женщину Зевс назвал Пандорой, что означает «Всех Дары». Иначе говоря, она несла подарки всех богов людям, как считает Гесиод, «хлебоядным мужам на погибель». Какое отношение Пандора имела к «хлебоядным мужам» совершенно неясно, потому что отвести ее Зевс велел не к людям, а к брату Прометея Эпиметею. И тот попался, да так, что влюбился и женился на этом творении богов. И, кстати, родил с нею кучу детей, включая знаменитую Пирру, которая и стала впоследствии матерью современного человечества. Значит, творение Гефеста было настоящей, живой женщиной или даже богиней. Далее, если верить Гесиоду, Пандора приносит людям беды, несчастья и болезни. Эти болезни и беды, якобы вложили в пифос, который обычно называют ящиком Пандоры, боги, чтобы наказать людей. Почему в этом сделали виноватой Пандору, понять нельзя, ведь очевидно, что это была посылка от богов. Однако, если вдуматься, то все эти беды вовсе не были присланы людям. Они всегда окружали Вырей или место Поселения. Это именно то, что мы сейчас считаем средой своего обитания – землю и море, - в отличие от исходного рая. Тысячи ж бед улетевших меж нами блуждают повсюду, Ибо исполнена ими земля, исполнено море. К людям болезни, которые днем, а которые ночью, Горе неся и страданья, по собственной воле приходят В полном молчании: не дал им голоса Зевс-промыслитель (т.ж., 100-105). Считается, что это Пандора из любопытства открыла крышку пифоса, в котором хранились подарки богов. Иными словами, появление болезней и страданий, которые земля и море причиняют людям, было следствием женской слабости. Не сунь она свой любопытный носик, куда не надо, и мы бы остались жить в лаборатории, а еще лучше, как серебряные люди, задержались бы в детстве и не вышли в настоящий мир. Но мы можем поглядеть на это и иначе, как на события, совпавшие во времени: появление полового размножения и выход из Эдема для жизни на Земле, безусловно, означал столкновение со сложностями жизни. И произошло это точно после появления женщины. А что женщина? А она сумела с помощью своей хитрости кое-что спасти, чтобы мы не отчаивались в бесконечных битвах с окружающим миром: Женщина эта и беды лихие наслала на смертных. Только Надежда одна в середине за краем сосуда В крепком осталась своем обиталище — вместе с другими Не улетела наружу: успела захлопнуть Пандора Крышку сосуда по воле эгидодержавного Зевса (т.ж., 95-99). Уж по воле ли творца или против нее, мы никогда не узнаем, но женщина сохранила в своем сосуде самое ценное – надежду. И с тех пор надежда всегда остается с нами и умирает последней. И мы точно знаем, что женщины хранят ее крепче, чем мужчины… Они же никогда не сдаются! Я вполне допускаю, что эта странная сущность – Надежда, - вовсе не случайная вещь, а некая генетическая возможность сохранять способность бороться за выживание даже в самых тяжелых условиях. Именно поэтому женщины ноют, плачут, жалуются, но никогда не сдаются, и не прекращают бороться… Вероятно, только так они могут обеспечить выживание беспомощных детёнышей, которых рожают. Чтобы овладеть разумом, человек должен рождаться на свет сильно недоношенным, иначе женщина просто не смогла бы его родить. Поэтому, выйдя из одной матки, он еще долго вынужден находиться в следующей – семейной. Звереныш почти сразу может ходить и добывать пищу, а вот человечек задерживается в своем развитии в начале, зато потом резко обгоняет животных. Такое существо не взрастить, если не обладать необоримой надеждой. Судя по всему, все эти события предшествовали порождению поколения железных людей, живущих в постоянных трудах и заботах. Но появление Пандоры еще не рождение человека современного вида. Это лишь создание женского лона, способного зачать от бога существо, которое и даст начало человеку современному. Причем, порождение было произведено не от богов, а от титанов, потому что и мужа для дочери Пандоры породит Прометей. Порождение современного человека произошло позже.

Теги других блогов: мифология Зевс Прометей