9. Бросание камней Гермес привел Пандору брату Прометея Эпиметею, и хоть тот и был предупрежден Прометеем не брать подарков от Зевса, при виде Пандоры все забыл и влюбился. Так Пандора стала женой титана. Что было дальше, поэмы Гесиода не помнят, хотя очевидно, что Прометей не только принял это, но и хорошо принял, раз позволил сыну жениться на дочери Эпиметея и Пандоры. Но, возможно, эти части в поэмах Гесиода существовали, но просто утрачены, потому что Климент Александрийский в «Строматах» пишет: «Стихи Гесиода переложили в прозу и обнародовали как свои собственные историки Эвмел и Акусилай» (Климент Александрийский. Строматы, VI, 26 (II, 443, 2 St.). При этом Акусилай, древнегреческий логограф, то есть историк, живший на век позже Гесиода, написал свои «Генеалогии», в которых во многом исправлял то, что мы сейчас читаем в сохранившихся поэмах Гесиода. Именно он первым помянул творение людей Девкалионом и Пиррой, что может означать как то, что это было у Гесиода, так и то, что Акусилай дополнил мифологию Гесиода. Звучит это в тех немногих отрывках, что сохранились, так: «Девкалион, при котором, произошёл потоп, сын Прометея и, как многие говорят, Климены, но по словам Гесиода Пандоры; в соответствии с Акусилаем - рождён от Гесионы, дочери Океана, и от Прометея» (Scholia Homer. ad Odyss. K, 2). И: «Есть традиция, что Девкалион и Пирра, бросая камни, назад сделали их людьми об этом, свидетельствует Акусилай» (Schol. Pind. 0l. 9, 70). Иными словами, первым человеком мы, видимо, должны считать Девкалиона или его старшего сына – Эллина. Однако тот же Акусилай считал, что первым человеком был Фороней: «Акусилай вообще называет Форонея первым человеком, отчего и автор Форонеиды называет его «отцом смертных». (103, 1) Поэтому и Платон, в согласии с Акусилаем, говорит в Тимее: «Однажды, вознамерившись перевести разговор на старые предания, он Солон начал излагать им наши мифы о древнейших временах — о Форонее, почитаемом за первого человека, и о Ниобе, и о событиях, последовавших за первым потопом» (Clemens Alexandr. Strom. I, p, 321,A, et ex eo Euseb. Praep. evang. X, 12, p. 497, D). Огромное число древних мифов о творении было утрачено и греками…Но изучим хотя бы то, что сохранилось. Не достигнув успеха в наказании людей, которым Прометей принес огонь, с помощью бед и болезней Пандоры, Зевс решил уничтожить их в потопе. Так случился так называемый Девкалионов потоп. Но этот потоп не был ни первым, ни единственным, ни даже мировым. И по некоторым свидетельствам после него выжило немало людей, которые жили высоко в горах. Эти люди явно не были созданы Девкалионом и Пиррой, а значит, могли принадлежать к любым предыдущим поколениям и быть творениями любых богов. В общем, дальнейшее происхождение человечества становится совсем смутным, словно мы из области мифа перешли в пространство истории. А тут правят не древние предания, а человеческая память, которая качеством не отличается… В любом случае, завершается эта история тем, что Зевс решил уничтожить непокорных людей, наслав потоп, а Прометей предупредил своего сына Девкалиона и научил его, как построить ковчег. И Девкалион, который к тому времени был женат на дочери Эпиметея и Пандоры Пирре, сумел спастись во время потопа и переждать, пока не схлынула вода. В точности, как рассказывают об этом восточные мифы. Когда его ковчег опустился с вод на твердую почву, Девкалион обнаружил себя недалеко от Дельфийского святилища у подножия горы Парнас. Храм этот принадлежал Аполлону, и считалось, что он его и учредил в честь победы над змеем Пифоном. Поэтому здешних жриц звали пифиями. Однако есть свидетельства, что изначально этот храм принадлежал главной прорицательнице древнего мира – Гее, а Пифон лишь охранял ее храм. Аполлон убил стража храма и овладел им, тем самым положив конец хтоническим временам богини-матери в пользу власти Зевса. При этом, что любопытно, сам образ храма принесли ему сделанным из воска пчелы. Принесли из Гипербореи, то есть северных земель, с которыми Аполлон был кровно связан, и каждый год отбывал туда, как на настоящую свою родину на несколько месяцев. Исторические исследования показали, что место это было обитаемо со второго тысячелетия до нашей эры, то есть с микенских времен. И здесь, очевидно, было святилище одного из змеевидных богов, который и был уничтожен Аполлоном, когда греки завоевали Элладу. Таким образом, Девкалион и Пирра оказались после потопа перед древнейшим храмом той части мира, который в то время мог принадлежать кому угодно, но еще не Аполлону. Овидий в «Метафорфозах» рассказывает, что здесь Девкалион обратился к верховному богу с вопросом о том, что делать. И бог, предположительно, Зевс, велел ему бросать через плечо «кости великой матери». Кто был этот бог в действительности, понять невозможно, но вещать в Дельфах Зевс не должен. Возможно, этим божеством была сама Гея, а может, Прометей. Пирра напугалась такого святотатства, но Девкалион быстро разгадал загадку, поняв, что кости великой матери-земли – это камни. И вот они пошли с Пиррой по дороге от Дельф, бросая через плечо камни. И из тех, что бросал Девкалион, появлялись мужчины, а из тех, что Пирра – женщины. Надо полагать, эти люди так и шли следом за своими родителями, а поскольку первым сыном Девкалиона был Эллин, то так и свершился исход эллинов с их прародины. Но прошли тысячелетия, и греки то ли вернулись на прародину, то ли нашли землю, похожую на то, что помнили, и завоевали ее. Сама по себе эта история настолько сказочная, что рождается подозрение, что в данном случае мы имеем описание некоего обряда, вроде прощания с негостеприимной родиной, покидая которую ты не берешь с собой комочек земли, чтобы сохранять связь, а наоборот, разрываешь с нею все связи. Все ушедшие уходили навсегда, чтобы найти другую родину, где не будет потопов. Так что, возможно, связь мифа с географией Греции случайна и является поздним домысливанием. А исходно все происходило совсем в другом месте… Темны те времена и трудно пробиться в их глубины человеческой мысли! И поэтому рождается вопрос: вот так миф запомнил, как рождались разные виды людей, но вот незадача – из всего этого мы не можем вынести суждения о том, какой же человек из всего обилия экспериментов оказался разумным, то есть гомо сапиенс? Гомо сапиенс считается непосредственным предком современного человека, но если миф так небрежен в отношении этого признака, то не должны ли мы сделать вывод, что рядом с нами живут люди разных поколений, и далеко не все они относятся к виду человек разумный? Но если это так, то к какому виду отношусь непосредственно я, и чем я отличаюсь от остальных видов людей?

Теги других блогов: история мифология Гесиод